История
Дворцовая церковь в Ливадии — один из важнейших архитектурных памятников. Ее создание и развитие неразрывно связаны с развитием Ливадии как летней резиденции российской Императорской семьи. История храма начинается в 1861 году, когда в Ливадию, в дом графа Потоцкого, впервые приехала царская семья Императора Александра II. В доме графа находилась небольшая католическая капелла. После покупки имения для императрицы Марии Александровны возникла необходимость в устройстве на месте капеллы православного домового храма.





При подготовке к первому царскому приезду в Ливадию осенью 1861 года капеллу временно преобразовали в православную молельню для Августейшей семьи. Однако уже в 1862 году, когда началась масштабная реконструкция графского дома и преобразование его в Большой дворец, было принято решение о строительстве домовой церкви, проект которой разработал известный архитектор И. А. Монигетти. В сентябре того же года, на праздник Рождества Богородицы, состоялась торжественная закладка храма. В основание был помещен сосуд с пергаментом, на котором был указан день закладки и имена участников — императора Александра II и Новороссийского генерал-лейтенанта Жуковского. Строительство велось быстрыми темпами, и уже к осени 1863 года церковь была завершена.
Она была возведена в византийском стиле, что делало ее уникальной для того времени. Храм имел прямоугольную форму с притвором и алтарем, а его стены украшали арочные окна и люкарны. Купол церкви, увенчанный крестом, был завершен цилиндрическим барабаном. Внутреннее оформление церкви стало настоящим произведением искусства: росписи исполнил итальянский художник Рафаэлло Изелла, а иконы, включая запрестольный образ, были созданы академиком А.Е. Бейдеманом. Иконостас был выполнен из белоснежного мрамора, и украшения, такие как бронзовые врата и паникадило, придавали храму особую торжественность.





Освящение церкви в честь Воздвижения Честного Креста Господня состоялось 23 июля 1866 года. Торжественная церковная служба совершалась епископом Таврическим Алексием (Ржаницыным) в присутствии Императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. В этом храме хранились священные реликвии, а также совершались важные богослужения для Императорской семьи.
В 1888 году, по проекту архитектора Д.И. Гримма, рядом с церковью была построена небольшая звонница, а в алтарной апсиде установили новую мозаичную икону Воздвижения Креста Господня, изготовленную в виде точной копии прежней, испорченной дождевой влагой. Эта икона, выполненная венецианской фирмой Антонио Сальвиати, сохранилась до наших дней.
Конец XIX века стал важным периодом в жизни Ливадийской церкви. В 1894 году в храме прошла присяга на верность новому императору Николаю II, а также состоялось принятие православия принцессой Алисой Гессенской, ставшей императрицей Александрой Федоровной. Таинство Миропомазания совершил известный Кронштадтский протоиерей Иоанн Ильич Сергиев.
При строительстве Нового императорского дворца в начале XX века церковь была немного перестроена. Архитектор Н.П. Краснов сохранил прежнее здание, но значительно расширил его западный притвор и добавил новый вход, украшенный резным мраморным наличником. Внутреннее оформление было также обновлено: художник А.И. Славцов восстановил старые росписи и добавил новое мозаичное панно «Ангел Господень» над входом в храм. В это время церковь была соединена с дворцом теплым переходом, а с Итальянским двориком — мраморной колоннадой.
После прихода в Крым большевиков в 1920-е годы церковь была закрыта, а ее ценности изъяты, их след потерян. Дворец был приспособлен под санаторий для рабочих и крестьян. После мирной конференции 1945 года был госдачей Сталина до его смерти. Затем снова стал санаторием. В этот период храм несколько лет использовался как клуб и склад. Священное место, которое когда-то было центром духовной жизни Императорской семьи, оказалось попранным. Чудом были сохранены мозаичные панно в алтарной апсиде и над центральным входом в храм.
Новая жизнь дворцового храма началась только в 1991 году, когда церковь была открыта для верующих. Начались регулярные богослужения. В том же году она была вновь освящена епископом Симферопольским и Крымским Василием (Златолинским). В храме была проведена реставрация, утраченный мраморный иконостас был воссоздан, но уже из инкерманского белого камня. Устроена роспись.
В храме ежедневно неукоснительно совершаются утренние и вечерние богослужения, действует Воскресная школа для детей и курсы церковного пения для взрослых.
Сегодня Ливадийская дворцовая церковь привлекает туристов и паломников со всего мира, сохраняя свою духовную и культурную ценность. Ее архитектура и убранство продолжают восхищать своей гармонией, а сама церковь остается живым свидетельством многовековой истории России.